Ударение в слове «ИКОНОПИСЬ»

Ударение в слове «иконопись» ставится на гласный «и» первого фонетического слога.

Интересующее нас слово является сложным по составу. Это существительное образовано способом сложения двух слов с помощью соединительной гласной «о» и нулевого суффикса:

икона + писать  = иконопись   

В разговорной речи наблюдаем разное произношение этого слова:

«икОнопись» и «Иконопись».

Как правильно ставить ударение  согласно норме русского литературного языка?

На какой слог ударение в слове «иконопись»?

Одним из производящих слов является существительное «икона» с ударным вторым слогом:

У врат ограды издавна помещалась большая ико́на богоматери, вделанная за решеткой в стену (Ф. М. Достоевский. Бесы).

Если принимать во внимание ударение в однокоренных словах «ико́на», «ико́нка», «ико́нный», то вполне понятно сомнение, на какой слог ставить ударение в производном существительном.

Чтобы выяснить это, вначале разделим эту сложную лексему на фонетические слоги.

В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. В фонетическом облике рассматриваемого существительного имеется четыре слогообразующих гласных звука. Следовательно, разделим его на четыре фонетических слога:

и-ко-но-пись.

Хотя в производящем слове «ико́на» ударным является второй слог (и-ко-на), в анализируемом существительном ударение переместилось на первый слог, что еще раз подтверждает разноместность ударения в русской фонетике.

Правильно скажем, выделив голосом гласный первого фонетического слога:

и́-ко-но-пись.

Иконопись ударение, ударение в слове иконопись

Ударение в слове «иконопись» ставится на гласный «и» первого фонетического слога. 

Это произношение является акцентологической нормой современного русского литературного языка. Отметим, что в «Современном орфоэпическом словаре»  (М., Астрель, 2007) И. Л. Резниченко особо указывается что ударение (ико́нопись) на втором гласном в этом слове является неправильным.

Изменим  существительное женского рода третьего склонения по падежам и понаблюдаем за правильной постановкой ударения:

  • и. п. (что?) и́конопись
  • р. п. стиль (чего?) и́конописи
  • д. п. отдам предпочтение (чему?) и́конописи
  • в. п. изучаю (что?) и́конопись
  • т. п. интересуюсь (чем?) и́конописью
  • п. п. читаю (о чём?) об и́конописи

Ударение в сложных словах с корнем икон-

Возьмем себе на заметку, что это единственное слово с ударным первым слогом. В однокоренных сложных словах ударными являются другие слоги:

  • иконопи́сный
  • иконопи́сец
  • иконоста́с
  • иконоста́сный
  • иконогра́фия
  • иконографи́ческий
  • иконобо́рец
  • иконобо́рческий
  • иконобо́рчество

Упражняемся в постановке ударения

Прочтем вслух отрывки из текстов, чтобы запомнить, на какой слог правильно ставится ударение в слове «иконопись».

И́конопись, вдохновляемая одной из греко-восточных школ, очень многочисленных в XII веке (К. Ф. Валишевский. Иван Грозный).

Неподалеку от домашней церкви находилась отдельная молельня с образами в стиле древнерусской и́конописи (Г. М. Зуев. Течер река Мойка. Продолжение путешествия…).

В ней не чувствовалось руки мастера и́конописи, но тот свет, который исходил от изображения, был светом любви, надежды, обретения (Ирина Дронова).

Прежние традиции и́конописи постепенно уходили в прошлое, появлялись совершенно новые сюжеты и художественные приёмы (В. Н. Куликова. Мироточащие иконы).

Современные иконопи́сцы южнославянских земель всячески стремились возродить традиции средневековой сербской и́конописи (Н. В. Регинская. Св. Геогрий Победоносец — небесный покровитель России в изобразительном искусстве стран Европы и России).