Ударение в слове «иконопись» ставится на гласный «и» первого фонетического слога.
Интересующее нас слово является сложным по составу. Это существительное образовано способом сложения двух слов с помощью соединительной гласной «о» и нулевого суффикса:
икона + писать = иконопись
В разговорной речи наблюдаем разное произношение этого слова:
«икОнопись» и «Иконопись».
Как правильно ставить ударение согласно норме русского литературного языка?
На какой слог ударение в слове «иконопись»?
Одним из производящих слов является существительное «икона» с ударным вторым слогом:
У врат ограды издавна помещалась большая ико́на богоматери, вделанная за решеткой в стену (Ф. М. Достоевский. Бесы).
Если принимать во внимание ударение в однокоренных словах «ико́на», «ико́нка», «ико́нный», то вполне понятно сомнение, на какой слог ставить ударение в производном существительном.
Чтобы выяснить это, вначале разделим эту сложную лексему на фонетические слоги.
В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. В фонетическом облике рассматриваемого существительного имеется четыре слогообразующих гласных звука. Следовательно, разделим его на четыре фонетических слога:
и-ко-но-пись.
Хотя в производящем слове «ико́на» ударным является второй слог (и-ко-на), в анализируемом существительном ударение переместилось на первый слог, что еще раз подтверждает разноместность ударения в русской фонетике.
Правильно скажем, выделив голосом гласный первого фонетического слога:
и́-ко-но-пись.
Это произношение является акцентологической нормой современного русского литературного языка. Отметим, что в «Современном орфоэпическом словаре» (М., Астрель, 2007) И. Л. Резниченко особо указывается что ударение (ико́нопись) на втором гласном в этом слове является неправильным.
Изменим существительное женского рода третьего склонения по падежам и понаблюдаем за правильной постановкой ударения:
- и. п. (что?) и́конопись
- р. п. стиль (чего?) и́конописи
- д. п. отдам предпочтение (чему?) и́конописи
- в. п. изучаю (что?) и́конопись
- т. п. интересуюсь (чем?) и́конописью
- п. п. читаю (о чём?) об и́конописи
Ударение в сложных словах с корнем икон-
Возьмем себе на заметку, что это единственное слово с ударным первым слогом. В однокоренных сложных словах ударными являются другие слоги:
- иконопи́сный
- иконопи́сец
- иконоста́с
- иконоста́сный
- иконогра́фия
- иконографи́ческий
- иконобо́рец
- иконобо́рческий
- иконобо́рчество
Упражняемся в постановке ударения
Прочтем вслух отрывки из текстов, чтобы запомнить, на какой слог правильно ставится ударение в слове «иконопись».
И́конопись, вдохновляемая одной из греко-восточных школ, очень многочисленных в XII веке (К. Ф. Валишевский. Иван Грозный).
Неподалеку от домашней церкви находилась отдельная молельня с образами в стиле древнерусской и́конописи (Г. М. Зуев. Течер река Мойка. Продолжение путешествия…).
В ней не чувствовалось руки мастера и́конописи, но тот свет, который исходил от изображения, был светом любви, надежды, обретения (Ирина Дронова).
Прежние традиции и́конописи постепенно уходили в прошлое, появлялись совершенно новые сюжеты и художественные приёмы (В. Н. Куликова. Мироточащие иконы).
Современные иконопи́сцы южнославянских земель всячески стремились возродить традиции средневековой сербской и́конописи (Н. В. Регинская. Св. Геогрий Победоносец — небесный покровитель России в изобразительном искусстве стран Европы и России).