Градация. Примеры градации в художественной литературе

Градация является одним из художественных средств создания образной речи. Это стилистический прием (фигура) заключается в нарастании смысловой значимости слов или выражений или реже — в  убывании.

Чтобы понять, что такое градация, обратимся к происхождению этого термина. Приведем примеры градации в литературе.

Это понятие восходит к латинскому слову gradatio, которое переводится как «постепенное повышение». В художественной речи лингвистический термин «градация» обозначает фигуру поэтической речи, в которой используются синтаксические повторы и такое расположение слов и выражений, что происходит нарастание смысловой значимости предшествующего слова или, напротив, убывание его смысла.  В литературе в качестве стилистического приема различают восходящую и нисходящую градацию. По значению градация связана с понятиями климакса и антиклимакса.

Восходящая, или прямая, градация называется климаксом, а вид убывающей градации — антиклимаксом. Чаще писатели используют прямую градацию.

 Градация в художественной литературе

Ярким примером восходящей градации могут служить строки из известной «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина:

Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовой дворянкой;
Не хочу быть столбовой дворянкой,
А хочу быть вольной царицей;
Не хочу быть вольной царицей,
А хочу быть владычицей морскою.

В этом художественном тексте прослеживается явное нарастание значимости слов. Простая крестьянка сначала хочет быть дворянкой, затем не прочь уже стать царицей, а в итоге владычицей морской.

Повышение экспрессивности высказывания, усиление выразительности с помощью климакса наблюдаем в строках А. П. Чехова:

Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить.

Экспрессией усиления смысла высказывания обладают вот эти строки современного поэта В. Луговского:

Песня о ветре,
О ветре, обутом в солдатские гетры,
О гетрах, идущих дорогой войны.

Нисходящая градация менее распространена в художественной литературе. Антиклимакс, который выражается в ослаблении концентрации изобразительных средств, прослеживается в строках  В. Маяковского:

Взорвали,
взрыли,
смыли,
смели.

Приведем еще один пример использования стилистической фигуры — градации- в творчестве этого поэта:

Не думай бежать!
Это я вызвал.
Найду.
Догоню.
Доконаю.
Замучу!

М.Ю. Лермонтов использует антиклимакс в этих строках:

Ему обещает полмира, а Францию только себе.

Поэт А. Белый создает выразительный поэтический образ с помощью нисходящей градации:

Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах.

Найдем антиклимакс в творчестве известной поэтессы Марины Цветаевой:

Настанет день — печальный, говорят! —
Отцарствуют, отплачут, отгорят…

Использование градации делает восприятие художественной речи многоплановой, вызывает интерес у слушателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.