Градация является одним из художественных средств создания образной речи. Это стилистический прием (фигура) заключается в нарастании смысловой значимости слов или выражений или реже — в убывании.
Чтобы понять, что такое градация, обратимся к происхождению этого термина. Приведем примеры градации в литературе.
Это понятие восходит к латинскому слову gradatio, которое переводится как «постепенное повышение». В художественной речи лингвистический термин «градация» обозначает фигуру поэтической речи, в которой используются синтаксические повторы и такое расположение слов и выражений, что происходит нарастание смысловой значимости предшествующего слова или, напротив, убывание его смысла. В литературе в качестве стилистического приема различают восходящую и нисходящую градацию. По значению градация связана с понятиями климакса и антиклимакса.
Восходящая, или прямая, градация называется климаксом, а вид убывающей градации — антиклимаксом. Чаще писатели используют прямую градацию.
Градация в художественной литературе
Ярким примером восходящей градации могут служить строки из известной «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовой дворянкой;
Не хочу быть столбовой дворянкой,
А хочу быть вольной царицей;
Не хочу быть вольной царицей,
А хочу быть владычицей морскою.
В этом художественном тексте прослеживается явное нарастание значимости слов. Простая крестьянка сначала хочет быть дворянкой, затем не прочь уже стать царицей, а в итоге владычицей морской.
Повышение экспрессивности высказывания, усиление выразительности с помощью климакса наблюдаем в строках А. П. Чехова:
Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить.
Экспрессией усиления смысла высказывания обладают вот эти строки современного поэта В. Луговского:
Песня о ветре,
О ветре, обутом в солдатские гетры,
О гетрах, идущих дорогой войны.
Нисходящая градация менее распространена в художественной литературе. Антиклимакс, который выражается в ослаблении концентрации изобразительных средств, прослеживается в строках В. Маяковского:
Взорвали,
взрыли,
смыли,
смели.
Приведем еще один пример использования стилистической фигуры — градации- в творчестве этого поэта:
Не думай бежать!
Это я вызвал.
Найду.
Догоню.
Доконаю.
Замучу!
М.Ю. Лермонтов использует антиклимакс в этих строках:
Ему обещает полмира, а Францию только себе.
Поэт А. Белый создает выразительный поэтический образ с помощью нисходящей градации:
Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах.
Найдем антиклимакс в творчестве известной поэтессы Марины Цветаевой:
Настанет день — печальный, говорят! —
Отцарствуют, отплачут, отгорят…
Использование градации делает восприятие художественной речи многоплановой, вызывает интерес у слушателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.