Одним из средств выразительности художественной речи является стилистическая фигура — инверсия, суть которой состоит в расположении слов в обратном порядке.
Латинское слово «inversio» значит «перестановка, переворачивание».
Инверсия — одна из самых распространенных стилистических фигур в художественной литературе. Этот оборот поэтической речи заключается в своеобразной расстановке слов, нарушающей обычный порядок:
- подлежащее располагается после сказуемого;
- определение находится в постпозиции по отношению к определяемому слову;
- отрыв эпитета от определяемого слова;
- дополнение выносится вперед сказуемого.
Перестановка слов выделяет, подчёркивает их, придает художественной речи большую выразительность. С помощью инверсии писатели акцентируют внимание на том слове, которое несет основную смысловую нагрузку в высказывании, чем добиваются наибольшего воздействия на читателя.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.А. Ахматова
Примеры инверсии в художественной литературе
Пришла она, желанная, пришла благоуханная,
Из света дня сотканная волшебница-весна.К. Феофонов
Сегодня у берега нашего бросил свой якорь досель неизвестный корабль (Н. Гумилёв).
Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк (В. Высоцкий).
Постпозитивное расположение определений характерны для стиля творчества писателей XIX века. При такой инверсии усиливается смысловая нагрузка на определение, так как зачастую его атрибутивное значение осложняется оттенком предикативности, как у М. Лермонтова:
Со всех сторон горы неприступные.
Понаблюдаем, как многие писатели используют инверсию в своем творчестве:
На меня она имела влияние сильное (И.С. Тургенев).
Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны (Л. Н. Толстой).
Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным (И.С. Тургенев).
В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой (А. С. Пушкин).
Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой (И. Бродский).
Сидит на камне между ними лезгинец дряхлый и седой (М. Лермонтов).
Сильным средством смыслового выделения определения является его «отрыв» от определяемого слова, причем оно может находиться как в начале, так и в конце предложения. Этот прием инверсии мастерски использовал известный русский писатель И.С. Тургенев:
Удивительное со мной произошло приключение.
Книгу для вас приобрёл интереснейшую.
Обеды задавал он отличные.
Кипя враждой нетерпеливой, ответа дома ждёт поэт (А. С. Пушкин).
Где глаз людей обрывается куцый… (В. Маяковский)
Красные, голубые, жёлтые поднимаются к небу скалистые вершины (А. Коптяева).
Расположение дополнения перед сказуемым носит инверсионный характер, например, у поэта С. Есенина:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосёт.
Отметим также, что в стихотворных текстах инверсия выполняет ритмообразующую функцию.
В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.А. С. Пушкин