Анализ текста

Анализ текста — это всестороннее исследование связного смыслового отрезка речи, выяснение его темы и идеи, стиля и типа речи, композиции, средств связи между предложениями, указание художественных тропов.

Узнаем, что такое текст в русском языке, в какой последовательности следует выполнить анализ текста. Приведем примеры.

Прежде чем анализировать текст, необходимо выявить его характерные признаки, на которые в первую очередь следует обратить внимание.

Что такое текст?

Наша речь складывается из звуков, которые, сочетаясь между собой в определённой последовательности, фонетически оформляют слова. Слова принимают соответствующую грамматическую форму и по смыслу высказывания объединяются в предложение. Предложение — это минимальная единица текста. Чтобы отдельные предложения можно было назвать термином «текст»,  они должны быть посвящены общей теме и выражать главный замысел автора — идею.

С этой точки зрения дадим следующее определение:

Определение
Текст — это содержательный отрезок речи, в котором предложения связаны между собой темой и основной мыслью — идеей.

Текст это

Тема и идея текста

У каждого текста существует тема, которой он посвящается.

Определение
Тема — это предмет речи, о котором ведется повествование или рассуждение автора в тексте.

Тема может быть самой разной: приход зимы в город, путешествие в горы, дружба котенка с собакой, поход в лес и пр. Часто тема выражается в виде заголовка: «Ночное происшествие», «Весна в лесу», «Неизведанные миры космоса».

Чтобы раскрыть тему, автор воплощает идею — главный вопрос, который ставит перед читателями или слушателями. Автор стремится доказать свою точку зрения на поставленную проблему, то, ради чего написан текст. Рассмотрим тему и идею следующего небольшого текста.

Пример

Грачи прилетели сегодня рано утром. Мы сначала их не заметили. Черные птицы беспорядочно расселись на поле. На темной пахоте их нелегко было заметить. А затем грачи взлетели на белоствольные березы, и началась шумная птичья конференция об устройстве гнезд. И тут все увидели, что прилетели грачи — гонцы наступившей весны.

Это связный текст. Он посвящен прилету грачей. Это его тема. Дадим тексту заголовок  «Грачи прилетели». Автор выражает основную мысль, идею, которую сформулируем в виде высказывания, — «грачи — гонцы весны».

Признаки текста

Чтобы содержательный отрезок речи назвать текстом, выявим в нем следующие характерные признаки:

  • тематическое единство;
  • раскрытие главной идеи;
  • последовательность (от известного к новому);
  • грамматическая и смысловая связность;
  • членимость (на смысловые отрезки, абзацы, главы, параграфы и пр.);
  • цельность;
  • законченность (композиционная завершенность);
  • стилистическое единство.

Выявление этих признаков — это важный шаг для всестороннего анализа текста. Тематическое единство предполагает общую тему, которую раскрывает все предложения. Разные по смыслу предложения, в которых не прослеживается общая тема, не составят текст, а являются простым набором.

В тексте ряд предложений расположены в определенной последовательности. Каждое следующее предложение опирается на уже известное читателю и сообщает что-то новое. Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (лексические повторы, местоимения, союзы, предлоги, синонимы, синтаксические конструкции и др.).

Каждый текст можно разделить на смысловые отрезки, абзацы, главы.

Законченность текста выражается в соблюдении композиционной структуры (завязка, середина, концовка).

Важным признаком текста является его стилистическое единство, которое подразумевает использование языковых средств одного и того же стиля речи (научного, публицистического, художественного и др.).

Как выполнить анализ текста?

Анализ текста заключается в определении его главных параметров. Его можно выполнить с помощью следующего алгоритма:

Алгоритм анализа текста

  1. Прочитать текст.
  2. Дать заглавие, если его нет.
  3. Указать тему текста.
  4. Определить идею текста.
  5. Выявить стиль и тип речи.
  6. Указать композицию.
  7. Проанализировать средства выразительности.
  8. Указать средства связи между предложениями.

Примеры

Нежданный гость.

Как-то нас застала летняя ночь в тайге. Ночь  укутала бархатным покрывалом все вокруг. Не колышется ни один лист, не слышно птиц. Только неугомонный ручей нарушает тишину ночи. Мы расположились на берегу ручья и развели костёр. Скоро на ночном небе показались любопытные звезды. Они смотрели на нас сверху и как бы спрашивали, кто вы такие.

Федор стал рассказывать о своем походе на Урал. Неожиданно вдалеке послышался громкий хруст сучьев. Мы насторожились. Явно кто-то шел к нам, привлеченный запахом каши, кипящей в котелке. Тут бывалый путешественник Фёдор скомандовал Андрею: «Подкинь дров в костёр!» Скоро на поляне заполыхал яркий костёр. А затем Федор подбросил в него свежих сосновых веток, и от костра повалил густой удушливый дым. Треск сучьев стал удаляться в противоположную сторону.

«Ушёл!» — обрадовался Фёдор. «Кто?»- «Хозяин тайги — медведь!»

Анализ текста

  • тема — нежданный гость;
  • идея — находчивость Фёдора;
  • художественный стиль речи;
  • тип речи — повествование;
  • композиция  — завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
  • образные средства: эпитеты (неугомонный ручей, ночное небо, удушливый дым), олицетворения (ночь укутала, звезды смотрят, спрашивают), метафора (любопытные звёзды), перифраз (хозяин тайги);
  • средства связи: лексический повтор (ночь, ручей, костер), частица (только), местоимения (в него, мы, они, на нас), наречия, союз (скоро, тут, а затем)

Что такое ментальная арифметика?

— Это особая программа развития интеллекта при помощи арифметических вычислений, — рассказывает «АиФ» руководитель школы ментальной арифметики Яна Чеканова. — Главная цель — гармоничное развитие умственных способностей для максимальной скорости восприятия и обработки большого объёма информации без особых усилий. То есть благодаря ментальной арифметике ребенку легче будет изучать любые школьные предметы.

Особенность ментальной арифметики в том, что ребята учатся считать на специальных японских счётах, а затем представляют косточки этих счётов в своем воображении. Дети не решают примеры в столбик, как на уроке математики, а выполняют арифметические вычисления при помощи образов и своего воображения. Благодаря такому подходу увеличивается скорость устного счёта, а также происходит интеллектуальное развитие.

Анализ текста

  • тема — ментальная арифметика;
  • идея — развитие интеллекта ребенка;
  • публицистический стиль речи с элементами научного стиля (математические термины);
  • тип речи — описание;
  • композиция — общие сведения, признаки описываемого способа обучения, вывод;
  • средства связи: повторы (ментальная арифметика, развитие, счётах, счётов, своего воображения, в своем воображении), союз «то есть», синонимы (ребята — дети), перифраз (развитие интеллекта — развитие умственных способностей).

Видео «Текст. Анализ текста»