Прямое и косвенное дополнение в русском языке

В простом предложении различают прямое и косвенное дополнение. Узнаем, как выражается прямое и косвенное дополнение, как их отличить в предложении.

Одним из второстепенных членов предложения является дополнение. В зависимости от части речи и падежной формы слова, управляемого сказуемым, выраженным переходным или непереходным глаголом, в предложении укажем прямое или косвенное дополнение.

Прямое дополнение

Определение
Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым, выраженным переходным глаголом.

Например:

Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин).

Поймал кого? рыбку.

«Рыбку» — это прямое дополнение, выраженное одушевленным существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным глаголом «поймал» (поймать кого? что?), то есть действие, обозначенное им, переходит на предмет.

Прямое дополнение

Прямое дополнение может зависеть также от слов категории состояния (предикативных наречий):

Жалко (кого?) девочку, сиротку Феклушу (Н. Некрасов).

Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?) страданий (Н. Огарев).

Способы выражения прямого дополнения

Прямое дополнение обычно выражается:

1. существительным в форме винительного падежа без предлога:

  • помою (что?) миску;
  • накормила (кого?) котёнка;
  • напишем (что?) сообщение;

2. существительным в форме родительного падежа без предлога:

а) действие направлено на часть или неопределенное количество предмета:

  • выпью чего? воды;
  • поем чего? блинов;
  • отрежу чего? колбасы;
  • насобирал (чего?) грибов;

б) при отрицательном сказуемом с частицей «не»:

  • не видел фильма;
  • не услышал ответа;

3. несвободным словосочетанием:

  • купила (что?) пару перчаток;
  • приобрел (что?) музыкальный центр.

Примеры предложений с прямым дополнением

Вскоре увидели (кого?) виновника шума (В. Арсеньев).

Свою (кого?) Тамару не брани (М. Ю. Лермонтов).

(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).

Горные хребты пересекали приморскую (что?) страну (К. Паустовский).

Он любил (что?) море в любую погоду (Ф. Искандер).

Ночью я вышел на улицу, и (кого?) меня поразило еще невиданное зрелище (И. Соколов-Микитов).

Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань (что?) четыре баржи (М. Горький).

В передней (кого?) никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).

Косвенное дополнение

Косвенное дополнение так называется из-за того, что оно выражается формами косвенных падежей существительных, местоимений без предлогов и с предлогами, в том числе формой винительного падежа с предлогом.

Косвенное дополнение

Способы выражения косвенных дополнений

1. Существительное и местоимение в форме косвенных падежей:

  • увлекаемся (чем?) спортом;
  • веришь (во что?) в победу;
  • ходите (на чём?) на лыжах;
  • сочувствовали (кому?) приятелю;
  • жать (чем?) серпом;
  • зайду (к кому?) к нему.

2. Косвенное дополнение может выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями:

Это число делится (на сколько?) на четыре.

Добавим эти кисти (к чему?) к пяти карандашам.

Лес печальнее и однообразнее (чего?) моря, особенно сосновый лес, постоянно одинаковый и почти бесшумный (И. С. Тургенев).

Все стали просить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.

Учитель рассказал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове.

Гость вежливо поздоровался (с кем?) с Виктором и поклонился (кому?) его сестре.

Мама пригласила в дом (кого?) мастера на все руки — Степана.

Примеры предложений с косвенным дополнением

Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду (И. С. Тургенев).

Науки юношей питают (М. Ломоносов).

Так вот и устроился у меня жить ёжик (М. Пришвин).

Еще не вся черемуха тебе в окошко брошена (М. Исаковский).

Айвазовский сидел на берегу. Художник думал о картине, которая стояла неоконченная (Н. Григорович).

Видеоурок «Дополнение прямое и косвенное»

Тест

Проверим свои знания и выполним тест, указав в предложениях прямые и косвенные дополнения.

Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины, и свято чтит память утрат, понесенных во имя побед (В. Быков).

Зачем бобру хвост? В случае опасности бобры громко шлепают хвостом по воде, предупреждая таким образом сородичей (А. Чижевский).

Надо взять у друга эту книгу, чтобы прочитать повесть к следующему уроку.

Мне пришлось заступиться за девочку, которую обижали дети.

Тебе налить ещё кваса?

Девочка усердно готовилась к предстоящему экзамену.

Она зажгла свечу и понесла её в комнату, прикрывая колеблющееся пламя рукой.

Шила в мешке не утаишь (пословица).

Директору нужно еще кое с кем переговорить на эту тему.

Что с тобой случилось сегодня?

Знаю, что скоро мне придется задуматься о будущем.

Порой люди сердятся на себя за излишнюю доверчивость.

Тест

Вопрос 1 из 12
Каким членом предложения является дополнение?