Приведем примеры бессоюзных сложных предложений с разными знаками препинания из произведений художественной литературы.
В бессоюзных сложных предложениях между их частями складываются различные смысловые отношения, в зависимости от которых между простыми предложениями ставятся следующие знаки препинания:
- запятая;
- точка с запятой;
- тире;
- двоеточие.
Запятые в бессоюзных предложениях
Запятая ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если действие в простых предложениях разворачивается одновременно или последовательно. В сложном предложении используется интонация перечисления.
Равномерное движение лодки было нарушено, направление утеряно (А. Толстой).
Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром (В. Короленко).
А в июльские дни начинает ходить по полям беззвучные зарницы, вспыхивает и гаснет над поспевающими хлебами розоватое яркое пламя (Ю. Грибов).
Зеленые дорожки в лесу все как будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, на паутинные сети, на телеграфную проволоку (М. Пришвин).
Леса задумчиво вспыхивают золотом, изумрудно играют озими на легких осенних морозцах (Ю. Грибов).
Тихи пруды, холод и мрак вод их угрюмо заключен в тёмно-зелёные стены садов (Н. Гоголь).
Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, вдали где-то лениво посвистывали соловьи (А. Чехов).
Сыро, густо, тенисто, сад запущен (Т. Толстая).
Точка с запятой в бессоюзных предложениях
В сложном бессоюзном предложении точка с запятой ставится между простыми осложненными предложениями, имеющими внутри свои знаки препинания в виде запятых.
Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы (И. Тургенев).
По реке кружились снежные вихри; они зарождались неожиданно, словно сговорившись, бежали в одну сторону и так же неожиданно пропадали (В. Арсеньев).
Сквозь обнажённые, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями (И. Тургенев).
Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками (И. Тургенев).
Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве (И. Тургенев).
Тире в бессоюзных предложениях
Тире ставится между частями бессоюзного предложениями, если между ними имеется значение сопоставления (противопоставления), следствия, сравнения, условия или времени совершения действия.
Резкий воздух омыл лицо холодной водой — сон сразу пропал (К. Паустовский).
В чистом поле идёшь — ветерок встречает и лицо обвевает (И. Никитин).
Сажаешь косого в рюкзак — орет и старается укусить. Опустишь на землю — рюкзак начинает бешено прыгать (В. Песков).
Смелые побеждают — трусливые погибают (пословица).
Шестнадцать лет служу — такого со мной не было (Л. Толстой).
С миру по нитке — голому рубаха (пословица).
В полдень пройти по мёртвой улице — человека не встретишь (М. Шолохов).
Это ёж — его голыми руками не возьмёшь (поговорка).
Он говорил — ему покорялись (И. Тургенев).
Летом пролежишь — зимой с сумой побежишь (пословица).
Не приложишь души — никакое дело не заиграет (И. Васильев).
Пришла беда — отворяй ворота (пословица).
Двоеточие в бессоюзных предложениях
В бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие, если вторая часть раскрывает или дополняет содержание первой, если указывается причина того, о чем говорится в первой части, если между частями предложения складываются изъяснительные отношения (возможна вставка союза «что» и слов «и увидел», «и услышал», «и почувствовал»)
Так было и в этом году: осень стояла холодная, голая земля промерзла и была твердая, как камень (Г. Скребицкий).
Вижу: что-то мелькнуло в просвете, потом еще и еще. Белка! (Г. Федосеев).
Летом в лесах средней полосы снегирей не увидишь: гнездятся они в лесах северных (В Песков).
Поднимешь глаза вверх: белки видны среди ветвей (К. Паустовский).
Ремонт был бы гибелью для дома: нельзя тормошить старые, задубелые кости (В. Белов).
Однако плохо, если он [снег] будет сыпать всю ночь до утра. Тогда в лес хоть не ходи: ведь большинство зверей днем спит, а ночью бродит в поисках пищи (Г. Скребицкий).
Форма и содержание есть два измерения вещей искусства: форма — измерение внешнего, поверхности, содержание — измерение в глубину (М. Пришвин).
Я сразу понял: медведь добывает мёд (В. Арсеньев).
Человек самовлюбленный — это нечто среднее между глупцом и нахалом: в нем есть кое-что от того и другого (Ж. Лабрюйер).