Научный стиль речи

Научный стиль речи — это разновидность русского литературного языка, которая применяется в сфере науки с использованием терминов, абстрактных слов и сложных синтаксических конструкций.

Узнаем, что такое научный стиль в русском языке, определим его задачу, стилевые черты, жанры и языковые средства. Приведем примеры текстов научного стиля речи.

Что такое научный стиль?

Определение
Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Научный стиль является одной из разновидностей книжных стилей русского языка. Он принадлежит сфере научных исследований и формулированию их результатов. Эта разновидность литературного языка используется в трудах учёных и исследователей в какой-либо области знаний.

Задача научного стиля
Основная задача научного стиля — сообщить точные сведения, проанализировать их, объяснить причинно-следственные связи, обобщить результаты исследований.

Обычная форма реализации исследуемого стиля — это монолог.

Научный стиль речи

Языку науки характерны следующие стилевые черты:

  • объективность изложения;
  • подчёркнутая логичность;
  • точность формулировок;
  • доказательность.

Пример научного стиля речи

Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)

Основные признаки научного стиля речи

Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения.

Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность.

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.

В научной литературе широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Жанры научного стиля

Научный стиль реализуется в следующих жанрах:

Языковые средства научного стиля

Для этого книжного стиля характерно предварительное обдумывание излагаемого материала, строгий отбор языковых средств, соблюдение лексических, морфологических и синтаксических норм русского языка. С этой точки зрения научный стиль — это нормативный язык науки.

Языковые особенности научного стиля

Языковые средстваПримеры
Уровень языка: лексика
Термины – точное название какого-либо понятия из об­ласти науки, техники, искус­ства, общественной жизни и т. д. (однословные и словосочетания).

Общенаучная лексика, а также книжная (но не вы­сокая) лексика абстрактного значения.

Медицина: диагноз, наркоз, отоларингология, рецепт.

Философия: агностицизм, ба­зис, диалектика, материя.

Число, система, функция, про­цесс, элемент, представлять, рассматривать, являться, заключаться.

Уровень языка: морфология

Преобладание имени существительного над другими частями речи.Основу проблематики социальной лингвистики составляет исследование влияния общества на язык и языка на общество.
Частотность существительных в И. п. и Р. п.Социальная лингвистика – наука об общественном харак­тере возникновения, развития и функционирования языка.
Широкое использование абстрактных сущ. ср. родаДвижение, количество, явление, отношение, образование, изменение.
Преобладание глаголов несовершенного вида настоящего времени.Среди стилистически окрашен­ных средств выделяются такие, которые довольно регулярно ис­пользуются в определенных функциональных стилях.
Отсутствие форм глагола 2-го л. ед. и мн. ч.; использо­вание формы 1-го л. мн. ч. при указании на автора. Со­ответственно использование местоимения мы вместо ме­стоимения я.Мы получаем эту формулу с помощью теоремы о разложе­нии определителя по элементам какого-нибудь столбца.
Употребление указательных местоимений.В данном случае, этот процесс
Употребление причастий и деепричастий.Варианты – разновидности од­ной и той же языковой едини­цы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме. Сгруппировав слова со сходными значениями, мы полнее почувствуем своеобра­зие стилистических категорий.

Уровень языка: синтаксис

Грамматически полные предложения, повествова­тельные невосклицательные предложения с прямым по­рядком слов.Стилистическая норма относит­ся к общеязыковой как частное к общему.
Пассивные конструкции (с возвратными глаголами и краткими страдательными причастиями) и безличные предложения.К деловым текстам предъявля­ются те же требования, что и к текстам других функцио­нальных стилей. Все названные средства сконцентрированы в начале абзаца. Можно обо­значить эту функцию также через ХУ.
Языковые средстваПримеры
Предложения, осложненные однородными, обособленны­ми членами, вводными сло­вами и конструкциями; сложные предложения.В социальной лингвистике изу­чаются дифференциация языка, вызванная социальной неодно­родностью общества, формы существования языка, сферы и среды его использования, социально-исторические типы языков (язык-диалект племени, язык народности, националь­ный язык), языковая ситуация, разные виды двуязычия и ди­глоссии (использование двух форм существования одного и того же языка), социальный характер речевого акта.
Вводные и вставные конструкции.По мнению автора; как отмеча­ет автор; во-первых; во-вторых; с одной стороны; с другой сто­роны; например; напротив; итак; таким образом.
Разнообразные средства связи отдельных абзацев в одно композиционное единство.Вначале попытаемся…; сказан­ное, разумеется, не означает…; как мы уже знаем…; как было подчеркнуто…

Синтаксис научного стиля

Рассмотрим подробнее особенности средств научного стиля на разных уровнях языка.

Особенности средств научного стиля

Научный стиль требует точности в изложении материала, поэтому слова употребляются в прямом значении. Для научного стиля речи характерно использование множества терминов и однозначных слов.

В текстах преобладают абстрактные имена существительные. В соответствии с областью применения (математика, медицина, психология, лингвистика и пр.) отметим существенные отличия в терминологии текстов научного стиля, но основные стилевые черты остаются неизменными.

Разговорная лексика отсутствует.  Эмоционально окрашенные и экспрессивные слова употребляются редко.

Уже доказано, что лекарственные свойства золотого уса обусловлены содержанием в нем витаминов, флавоноидов, стероидов и ряда микроэлементов (железа, хрома, меди). Эти вещества оказывают антибактериальное и общеукрепляющее действие, поэтому препараты из золотого уса полезно принимать не только для лечения, но и для профилактики заболеваний. Например, прием отвара каллизии в осенне-зимний период помогает уберечься от простудных заболеваний и гриппа.

Пример научного стиля

В области морфологии научного стиля речи отметим следующие характерные черты:

  • использование единственного числа имен существительных в значении множественного при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков.

Ель европейская — это вечнозеленое хвойное дерево из семейства сосновых. В благоприятных условиях ель вырастает в высоту до 50 м. Продолжительность жизни ели составляет триста-четыреста лет.

Отметим такую немаловажную особенность, что в научной литературе предпочтителен выбор большого количества имен существительных и прилагательных, уточняющих и расширяющих их значение, чем глаголов.

Для синтаксиса научного стиля характерны признаки:

  • прямой порядок слов в предложении;
  • преобладание сложных предложений;
  • использование вводных слов и конструкций.

Подстили научного стиля

В зависимости от задач текста различают следующие разновидности научного стиля:

  • научно-популярный
  • научно-деловой
  • научно-технический
  • научно-публицистический
  • учебно-научный.

Видео «Научный стиль (10 класс)»

Научно-популярный стиль

Эта разновидность научного стиля используется для популяризации научных открытий и достижений. Авторы научно-популярного стиля в увлекательной и занимательной форме повествуют о космосе и загадочных планетах, о жизни животных и растений, о тайнах морей и океанов, то есть обо всём, что интересует любознательных читателей.

Научно-популярный стиль сохраняет основные особенности научного стиля. В нем используются термины, отвлеченные существительные. У глаголов преобладают формы третьего лица единственного числа. Но в отличие от других видов научного стиля в тексте употребляется разговорная и эмоционально-экспрессивная лексика. Для оживления повествования используются образные средства (эпитеты, сравнения, различные виды повторов), а монолог иногда приобретает черты диалога.

Пример научно-популярного стиля

Понаблюдаем, как в популярном изложении объясняется, что все растет из корня,  в «Занимательной грамматике» Н. Ф. Александрович:

«Зри в корень!» — гласит известный афоризм Козьмы Пруткова. Это шутливое, но очень верное изречение. И если оно годится для всех случаев жизни, когда мы хотим отыскать первопричину какого-либо явления, то особенно важно помнить, когда нам нужно разобрать слово по его составу. Тут уж действительно надо «зреть», то есть смотреть, остальные части слова, понять его и написать без ошибок. Недаром среди учащихся ходит поговорка:

Если знаешь части слова,

То напишешь их толково.

Как ствол и ветки дерева растут из корня, так и родственные слова появились из одного корня. Это родство иногда обнаруживается не сразу, поскольку во многих словах корни запрятаны, как глубоко бывают скрыты под землёй и корни дерева. Поэтому приходится другой раз основательно «покопаться», чтобы обнаружить такой притаившийся корень.

«Копаясь» среди корней, можно узнать много интересного. Мы узнаем, что медведь не простое слово, а сложное, и составлено оно из двух корней: мёд и ведать. Так назвали зверя потому, что он любит лакомиться мёдом (отведывать мёд).