Как узнать, сколько звуков в слове?

Чтобы узнать, сколько звуков в слове, выполним его звуко-буквенный анализ, для чего предпримем несколько шагов:

  • поставим ударение;
  • разделим слово на слоги;
  • запишем звучание слова, учитывая фонетические процессы, которые происходят в нем при произношении;
  • запишем звуки вертикально по-одному ;
  • дадим характеристику каждому звуку;
  • подсчитаем количество букв и звуков в слове и сделаем итоговую запись.
Фонетический разбор слова

Источник изображения: fedsp.com

Пример звуко-буквенного анализа слова

Возьмем для звуко-буквенного анализа слово «звезда».

Поставим ударение на конечный гласный [а]. В слове два гласных звука и столько же слогов:

зве-зда

Запишем его звучание:

[з в’ и з д а]

Запишем по вертикали буквы и соответствующие им звуки и охарактеризуем их:

  • буква «з» [з] — согласный звонкий парный, твердый парный;
  • буква «в» [в’] — согласный звонкий парный, мягкий парный;
  • буква «е» [и] — гласный безударный;
  • буква «з» [з] — согласный звонкий парный, твердый парный;
  • буква «д» [д] — согласный звонкий парный, твердый парный;
  • буква «а» [а] — гласный ударный.
В слове 6 букв, 6 звуков.

Фонетические процессы в словах

Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный анализ слова, учитываем, что в нем могут происходить следующие фонетические процессы:

  • оглушение звонких согласных;
  • озвончение глухих согласных.

Оглушение звонких согласных происходит в позиции перед последующим глухим согласным, например:

  • колдовство [к а л д а ф с т в о],
  • указка [ у к а с к а],
  • изредка [и з р’ и т к а].

При произношении слов конечный звонкий согласный заменяется парным ему глухим согласным:

  • столб [п]
  • сустав [ф]
  • утюг [к]
  • поход [т]
  • пейзаж [ш]
  • паровоз [с].

Озвончаются глухие согласные, когда находятся перед звонкими, например:

  • рюкзак [р’ у г з а к]
  • сдать [з д а т’]
  • отбежать [а д б’ и ж а т’]
  • сдобный [з д о б н ы й’].

Также помним, что буквы «е», «ё», «ю», «я» могут обозначать два звука в нескольких позициях:

1. в начале слов: 

  • ено́т [й’ и н о т]
  • ёкать [й’о к а т’]
  • ю́бка [й’ у п к а]
  • ярмо́ [й’ а р м о];

2. после разделительных мягкого и твердого знаков:

барьер [б а р’ й’ э р] съехать [с’ й’ э х а т’]
льёшь [л’ й’ о ш] подъём [п а д й’ о м]
обезьяна [а б’ и з’ й’ а н а] 
объявить [а б’ й’ а в’ и т’]
 вьюжный [в’ й’ у ж н ы й’] адъюнкт [а д й’ у н к т] 

3. после другого гласного звука:

  • поездка [п а й’ э с т к а]
  • таёжный [т а й’ о ж н ы й’]
  • июльский [и й’ у л’ с к’ и й’]
  • пиявка [п’ и й’ а ф к а].

При написании звучания слова следует учитывать также, что двойные согласные обозначают один длинный звук, например:

  • ванна [в а н а]
  • ссора [с о р а]
  • жужжать [ж у ж а т’]
  • аллея [а л’ э й’ а]

Обратим внимание на слова с непроизносимыми согласными, в которых букв больше, чем звуков:

  • ненастный [н’ и н а с н ы й’]
  • солнце [с о н ц а]
  • здравствуй [з д р а с т в у й’]
  • поздно [п о з н а]

Чтобы правильно подсчитать количество звуков, учтем, что сочетания согласных «зж», «сч» обозначают один шипящий звук, например:

  • расчёска [р а щ’ о с к а]
  • визжать [в’ и ж а т’]

В глаголах конечные -ться и -тся фонетически превращаются в [ц а]:

  • смеяться [с’ м’ и й’ а ц а]
  • красится [к р а с’ и ц а]

И, конечно, твердый и мягкий знак не обозначают звука. Мягкий знак после согласных, кроме шипящих, обозначает их мягкость, например:

  • фасоль [ф а с о л]
  • работать [р а б о т а т]
  • букварь [б у к в а р]
  • олень [а л’ э н]

На конце существительных после шипящих мягкий знак не звучит, а только обозначает их принадлежность к женскому роду:

  • вещь [в’ э щ’]
  • блажь [б л а ж]
  • ветошь [в’ э т а ш]
  • течь [т’ э ч’]

Учитывая все эти перечисленные нюансы фонетики, запишем правильно звучание слов и узнаем количество звуков, содержащихся в них.