Подчинительная связь — это грамматическая и смысловая зависимость одного слова или предложения по отношению к другому.
При каждом самостоятельном слове могут быть зависимые слова, составляющие словосочетание с подчинительной связью. Рассмотрим, какие бывают подчинительные словосочетания в русском языке. Приведем примеры подчинительных словосочетаний.
Подчинительная связь существует также между простыми предложениями в составе сложноподчиненного, в котором выделяют главную и зависимую часть.
Как определить подчинительную связь?
Слова в устной и письменной речи сочетаются друг с другом определенным образом и составляют словосочетание. Например, при слове «рисовать» могут быть зависимые слова:
- рисовать картину;
- рисовать красками;
- рисовать быстро.
В составе этих синтаксических единиц имеется главное слово и зависимое. Причём главное слово своими лексическими и грамматическими свойствами диктует какую-то связь с зависимым словом, предопределяет его выбор. От главного слова к зависимому можно задать вопрос:
- писать (что?) письмо;
- любоваться (чем?) пейзажем;
- склонный (к чему?) к анализу.
В этих словосочетаниях налицо грамматическая зависимость одного (подчиненного) слова от другого (главного). Такая зависимость называется подчинительной связью.
Сравним следующие синтаксические единицы:
- красивый цветок;
- читать книгу;
- девочка читает.
Их функции в речи различны. Сочетание «красивый цветок» называет предмет более конкретно, чем одно слово «цветок». Сочетание «читать книгу» называет действие, которое направлено на предмет (книгу). Но эти словосочетания не передают законченной мысли, как предложение. А сочетание «девочка читает» содержит равноправные слова, которые не связаны подчинительной связью. Они выражают законченную мысль и не являются словосочетанием.
Словосочетания в отличие от предложения не выражают законченной мысли, не имеют интонации сообщения. Они являются строительным материалом, своеобразными «кирпичиками» для предложения, входят в состав предложения. Словосочетания используются для передачи информации только в составе предложения.
За стеной этой ночью бушует сильный ветер.
Выделяем грамматическую основу простого предложения «бушует ветер», в составе которой равноправные слова, — подлежащее и сказуемое. Укажем словосочетания:
- сильный ветер;
- бушует за стеной;
- бушует ночью;
- этой ночью.
Подчинительная связь в словосочетаниях
В словосочетаниях составляющие его компоненты могут быть связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи:
- согласования;
- управления;
- примыкания.
Например:
- красное солнце;
- босоногая девчонка;
- зеленое поле;
- осенние дожди;
- твой товарищ;
- вторая ракета;
- до третьих петухов;
- что-то серое;
- на затонувшем корабле;
- среди спеющей пшеницы;
- у древних развалин.
1. В роли главного слова выступает глагол:
- нести сумку;
- открыть дверь;
- слыть чудаком;
- размышлять над проблемой;
- обрадоваться успеху;
- обидеться на шутку;
- подтолкнуть к занятиям спортом;
- предупредить об опасности;
- сомневаться в правильности решения;
2. Главным компонентом словосочетания является имя существительное:
- тень дерева;
- мост через реку;
- альтернатива поездке;
- выбор между семьей и карьерой;
- беспокойство о детях;
- командующий армией;
- тоска по нас.
3. Главным словом является числительное:
- три тополя;
- тринадцать страниц;
- трое друзей;
- шестеро малышей;
- оба ученика.
4. В роли главного слова употребляется наречие:
- правее дома;
- выше крыши;
- слева от постройки;
- наедине с матерью;
- невдалеке от леса.
Например:
- идти напрямую;
- схватиться врукопашную;
- идти вразвалку;
- наткнуться сослепу;
- ответить сгоряча;
- цвет беж;
- краска индиго;
- юбка плиссе;
- девочка повыше;
- пояс подлиннее;
- желание присесть;
- идти не спеша;
- говорит не переставая;
- её родные;
- его рубашка;
- их дом.
Подчинительная связь в предложении
Подчинительная связь существует также в сложноподчиненном предложении, в составе которого одно предложение является главным, а второе — подчиненным. Части такого предложения соединены подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, пока, с тех пор как, словно, точно, только и пр.) или союзными словами (кто, что, какой, который, сколько, чей, где, откуда, куда и пр.)
Как правило, от всего главного предложения или одного слова в нём задается вопрос к зависимой части.
Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы
Необходимо было выяснить, (что?) что же в сущности происходит (Жюль Верн. Властелин мира).
Это сложноподчиненное предложение с зависимым изъяснительным, которое присоединяется с помощью союзного слова (местоимения) «что».
Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был прошлогодний клевер (Л. Н. Толстой. Война и мир).
От слова «поле» задаем вопрос к зависимому определительному предложению, присоединенному союзным словом (относительным наречием) «где».
Алиса фыркнула и тут же закашлялась, (с какой целью?) чтобы прикрыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).
В этом примере от слова «закашлялась», находящегося в главном предложении, задается вопрос к зависимому придаточному цели, присоединенному подчинительным союзом «чтобы».
Рассказать же сюжет затрудняюсь, (почему?) ибо, по правде, ничего в нем не понимаю (Ф. М. Достоевский. Бесы).
С помощью подчинительного союза «ибо» (= потому что) присоединяется придаточное предложение причины.
Сложноподчиненные предложения могут содержать в своем составе несколько зависимых частей, и тогда в них возникают отношения последовательного, однородного и неоднородного (параллельного) подчинения.